ПОРЯДОК применения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
ПРАВИТЕЛЬСТВО КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2014 года № 354
Об утверждении нормативных правовых актов,
регулирующих применение дистанционных
образовательных технологий
(В редакции постановлений Правительства КР от 11 апреля 2018 года № 197, 11 июня 2018 года № 279 , 24 октября 2019 года № 572 )
В целях создания условий для развития и внедрения дистанционных образовательных технологий в системе образования Кыргызской Республики, в соответствии со статьей 14 Закона Кыргызской Республики «Об образовании», руководствуясь статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики», Правительство Кыргызской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Утвердить:
— Порядок применения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ согласно приложению 1;
— Перечень профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерната не допускается, согласно приложению 2.
- Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Премьер-министр | Дж.К. Оторбаев |
Приложение 1 к постановлению Правительства Кыргызской Республики от 26 июня 2014 года № 354 |
ПОРЯДОК
применения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
(В редакции постановления Правительства КР от 24 октября 2019 года № 572)
- Настоящий Порядок применения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (далее — Порядок) разработан в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании» и определяет порядок применения дистанционных образовательных технологий (далее — дистанционное обучение) при реализации профессиональных образовательных программ высшего, среднего и дополнительного образования (далее образовательные программы).
- Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего, с использованием средств телекоммуникационных технологий.
Дистанционное обучение применяется для обеспечения доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному образованию.
(В редакции постановления Правительства КР от 24 октября 2019 года № 572)
- Основными видами дистанционных образовательных технологий являются:
— кейсовая технология, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. Доставка материалов обучающимся осуществляется любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами;
— интернет-технология, основанная на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам и формирования совокупности методических, организационных, технических и программных средств реализации и управления учебным процессом независимо от места нахождения его субъектов;
— телекоммуникационная технология, основанная на использовании преимущественно космических и спутниковых средств передачи данных и телевещания, а также глобальных и локальных сетей для обеспечения взаимодействия обучающихся с преподавателем и между собой и доступа обучающихся к информационным образовательным ресурсам, представленным в виде цифровых библиотек, видеолекций и других средств обучения.
При реализации образовательных программ допускается сочетание основных видов дистанционных образовательных технологий. Применение кейсовой технологии обучения в полном объеме для реализации образовательного процесса в очной форме обучения возможно только в сочетании с другими дистанционными образовательными технологиями.
- Образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется образовательной организацией по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам получения образования, в форме экстерната.
- При реализации образовательных программ в очной форме обучения с использованием дистанционных образовательных технологий образовательная организация обязана обеспечить полный объем аудиторной нагрузки в соответствии с государственным образовательным стандартом соответствующего уровня образования.
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья по решению образовательной организации на основании личного заявления предоставляется возможность свободного графика посещения занятий.
(В редакции постановления Правительства КР от 24 октября 2019 года № 572)
- Образовательные программы реализуются с использованием дистанционных образовательных технологий в полном объеме в том случае, если не менее 70 процентов объема часов учебного плана обучающиеся осваивают посредством дистанционных образовательных технологий.
- Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в полном объеме запрещается по специальностям и направлениям подготовки, получение которых в заочной форме не допускается.
Лица, поступающие в образовательную организацию на обучение по образовательным программам, реализация которых осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий в полном объеме, должны быть ознакомлены с этим условием под роспись.
- Для обеспечения процесса дистанционного обучения используются следующие средства дистанционного обучения:
— специализированные учебники с мультимедийным сопровождением;
— электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи;
— иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.
- Основным информационным ресурсом при применении дистанционных образовательных технологий являются информационные базы данных дистанционного обучения, которые по своему объему и содержанию должны соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов для основных образовательных программ определенного уровня и требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.
- База данных дистанционного обучения включает:
— фонд основной учебной и учебно-методической литературы;
— фонд периодических изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями;
— фонд научной литературы, представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной программы.
- При дистанционном обучении образовательная организация обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы или ее части.
С целью обеспечения доступа обучающихся к базам данных дистанционного обучения, иным средствам дистанционного обучения образовательная организация использует средства телекоммуникации.
При отсутствии необходимых аппаратно-программных средств у обучающегося образовательная организация предоставляет ему эти средства.
(В редакции постановления Правительства КР от 24 октября 2019 года № 572)
- Образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося в начале учебного года комплектом необходимых учебно-методических материалов на весь учебный год в бумажной и электронной формах.
(В редакции постановления Правительства КР от 24 октября 2019 года № 572)
- При дистанционном обучении образовательная организация осуществляет научную и учебно-методическую помощь обучающимся через консультации квалифицированных преподавателей с использованием средств телекоммуникации.
- Количество и пропускная способность каналов телекоммуникации, оснащенность учебного процесса специализированным и лабораторным оборудованием (как собственным, так и арендованным), средствами доставки знаний обучающимся в образовательной организации должны в реальном режиме времени или в записи обеспечивать возможность реализации дистанционного обучения.
- Образовательная организация обеспечивает полный объем аудиторной нагрузки обучающегося по каждому направлению подготовки, специальности с применением занятий, имеющих дидактическое обеспечение для их проведения в телевизионных, компьютерных, сетевых и других средах.
Все обучающиеся обеспечиваются учебными рабочими местами, оснащенными для дистанционного обучения, с учетом сменности.
(В редакции постановления Правительства КР от 24 октября 2019 года № 572)
- Для проведения предусмотренных учебным планом лабораторных и практических занятий образовательная организация предоставляет обучающимся возможность участия в этих занятиях очно, либо с применением дистанционного обучения (виртуальная лабораторная работа, работа в лаборатории удаленного доступа).
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация обязана предоставить возможность участия в лабораторных и практических занятиях с применением дистанционного обучения.
(В редакции постановления Правительства КР от 24 октября 2019 года № 572)
- В зависимости от принятой дистанционной образовательной технологии образовательная организация должна располагать набором специально оборудованных помещений, обеспечивающих проведение образовательного процесса по всем дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться в специально созданных коррекционных группах, по индивидуальным учебным планам, или посредством инклюзивного образования совместно с другими обучающимися.
(В редакции постановления Правительства КР от 24 октября 2019 года № 572)
- Образовательная организация обеспечивает обучающимся возможность прохождения учебных и производственных практик, предусмотренных государственными образовательными стандартами. Учебные и производственные практики (включая преддипломные) обучающиеся проходят очно.
На основании личного заявления обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья по решению образовательной организации предоставляется свободный график посещения при прохождении учебных и производственных практик (включая преддипломные).
(В редакции постановления Правительства КР от 24 октября 2019 года № 572)
- Образовательная организация организует профессиональную переподготовку и повышение квалификации преподавателей и учебно-вспомогательного персонала для преподавания в новой информационно-образовательной среде, а также с учетом интересов и потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
(В редакции постановления Правительства КР от 24 октября 2019 года № 572)
- Промежуточная аттестация обучающихся и обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляются образовательной организацией очно с обязательным участием обучающегося.
(В редакции постановления Правительства КР от 24 октября 2019 года № 572)
- При организации дистанционного обучения учет результатов учебного процесса и внутреннее делопроизводство ведется в бумажном и (или) электронном виде.
- Формы проведения текущей и промежуточной аттестации, система оценивания успеваемости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются образовательной организацией с учетом их индивидуальных особенностей здоровья.
(В редакции постановления Правительства КР от 24 октября 2019 года № 572)
- По письменному заявлению обучающегося с ограниченными возможностями здоровья по решению образовательной организации ему увеличивается время для подготовки ответа на экзамене или для прохождения этапов государственной итоговой аттестации (время сдачи итоговой государственной аттестации, время защиты выпускной квалификационной работы, магистерской диссертации).
(В редакции постановления Правительства КР от 24 октября 2019 года № 572)